За границей на колесах.

7 Декабря 2012

Один из вопросов, который неминуемо встанет перед вами при поездке за границу—как перемещаться по стране.


Если планируется короткое путешествие, можно ограничиться общественным транспортом или взять автомобиль в аренду—в конце концов, один-два дня или даже пара недель погоды не сделают. Но если жить за границей вы собираетесь долго—ситуация совсем иная. В этом случае стоит подумать, какой из перечисленных ниже вариантов удобен и выгоден именно вам.


Вариант 1. Покупка

Вы можете взять автомобиль в долгосрочную аренду, можете привезти с собой собственную машину, а можете приобрести личный автотранспорт на месте, если это возможно в стране, куда вы едете. Все эти варианты имеют плюсы и минусы, так что рассмотрим каждый из них поподробнее.


Во многих европейских странах нерезидент купить автомобиль не сможет. К примеру, в Болгарии без ВНЖ физическое лицо не имеет такого права (юридическое—имеет). В Италии вам тоже не удастся купить машину, не будучи резидентом. А вот в Испании или Германии вполне реально обзавестись личным транспортом, причем в Германии потребуется даже меньше документов—не считая визы, достаточно будет загранпаспорта и российских водительских прав международного образца. Ездить по этим правам в Германии можно в течение полугода после того, как вы въехали в страну. Кстати, если вы покупаете авто в одной из европейских стран с НДС, сумму налога потом можно вернуть—на машину выставляется экспортная декларация, НДС возвращается при пересечении последней границы ЕС. В Германии НДС (MwSt) на автомобили составляет 19%.0


В Испании с покупкой машины несколько сложнее: кроме прав и загранпаспорта, вам потребуется еще NIE—Numero de Identificacion de Extranjero—идентификационный номер иностранца. Этот номер присваивается нерезидентам, которые планируют в Испании какую-либо сделку (в том числе покупку автомобиля) или юридическую операцию. Еще потребуется адрес в Испании, по которому будет зарегистрирована машина, то есть либо регистрация из мэрии, либо документ о собственности на недвижимость.


Купить автомобиль в Дании не проблема, но при покупке придется заплатить в виде регистрационного сбора от 105% стоимости (а если машина стоит больше $18 тыс.—целых 180%)! Это не опечатка: таким образом власти стараются мотивировать людей к использованию экологичных видов транспорта. В этой стране также высокие пошлины на импортные товары, в том числе автомобили, и акцизы на бензин. Уж лучше съездить за автомобилем в соседнюю Германию, где регистрационный сбор составляет всего €20–30. Так что прежде чем купить машину, поинтересуйтесь правилами покупки для нерезидентов в конкретной стране. А заодно и в соседних.


Налоги

Но даже если выбранная вами страна не возражает против того, чтобы вы купили себе машину, расходами на саму покупку и на регистрационный сбор вы не ограничитесь. Каждый год вам как автовладельцу придется исправно платить налоги. В каждой стране они тоже рассчитываются по-своему, но везде их размер неразрывно связан с типом выбранного вами авто. И при покупке этот факт обязательно надо учитывать.


К примеру, в Германии, о которой мы говорили выше, ежегодный налог исчисляется исходя из двух параметров—объема двигателя (для дизельных и бензиновых двигателей по-разному) и из того, оборудована ли машина катализатором—немцы заботятся об экологии своей страны. Для машин, выпущенных в 2009 г. и позже, налог исчисляется исходя из объема выхлопа СО2.


Во Франции пошли другим путем: там налог рассчитывается не по объему двигателя, а по его мощности, но также зависит от объема выброса СО2. Причем если выхлоп не превышает определенного предела, автомобиль считается безопасным, и эта часть налога не платится.


В Турции сумма ежегодного налога зависит от возраста автомобиля и объема двигателя. В Великобритании все автомобили делятся на семь типов по уровню их экологичности, и если владелец электромобиля не платит никакого налога вообще, то транспортное средство, выбрасывающее в атмосферу более чем 225 г СО2 на километр, заставит своего хозяина серьезно раскошелиться. Подобная же система действует в Израиле. Кстати, в Испании даже взимаемый при покупке регистрационный сбор зависит от того, насколько покупаемый автомобиль экологичен.


Итак, если вы покупаете машину в Европе, вам придется серьезно подумать, что для вас важнее: скорость, мощность и комфорт или забота об окружающей среде и заодно о своем банковском счете.


Топливо

Каким бы образом вы ни обзавелись автомобилем, существуют траты, обязательные для всех. Во-первых, топливо. Тот же 95-й бензин в Турции стоит €2 за литр (дизельное чуть дешевле, около €1,6). Самая высокая цена бензина АИ-95 на начало сентября 2012 г. среди стран ЕС—в Норвегии, €2,07. Газ дешевле всего в Италии, а дороже всего заправка газом обойдется в Дании—€1,3.


Если ваш автомобиль работает на газе, стоит также заранее уточнить, где находятся специализированные заправки—к примеру, в Финляндии их всего 16 на всю страну, зато в Турции—6853 штук. Впрочем, с такой ценой за бензин это и неудивительно: газ там стоит вдвое дешевле, €1,11 (на сентябрь 2012 г.). Еще стоит иметь в виду, что автозаправки могут работать не круглые сутки, в некоторых странах, например, в Италии, использование канистр запрещено, а в Авст­рии горючего в канистре может быть не более 10 л.


Вариант 2. Cо своим самоваром

Если у вас уже имеется свой собственный автомобиль, вы вполне можете просто выехать за границу на нем. Но и тут есть свои тонкости.


К примеру, для ввоза вашей машины в любую страну Евросоюза, от Финляндии до Португалии, потребуются не только документы на автомобиль, но и «Зеленая карта» (Green Card)—специальный страховой полис на транспортное средство. Страховка вам все равно понадобится, а Green Card хороша тем, что ее признают 45 государств. Ее стоимость зависит от срока действия—от 1420 руб. за 15 дней до 12 880 руб. за 12 месяцев. Эти цены регулируются Российским союзом автостраховщиков и одинаковы у всех страховых компаний, которых в России больше десятка. «Зеленая карта» действует по всей Европе, а также в Израиле, Тунисе, Иране, Марокко и Турции—и, само собой, России. Полис можно оформить как заранее, так и в специальных пунктах на границе. Необходимые бумаги—заявление, документ о регистрации транспортного средства и документ, удостоверяющий личность (если машина оформлена на юридическое лицо—то свидетельство о регистрации компании).


Стоит отметить, что срок, в течение которого можно ездить с российскими номерами, варьируется от страны к стране. К примеру, в Германии этот период составляет год—после чего нужно официально вывезти автомобиль из России, снова ввезти в Германию и поставить на учет (для постановки нужен вид на жительство). В Испании срок существенно короче—всего 3 месяца. В Финляндии—полгода с момента первого пересечения границы.


Чрезвычайные обстоятельства

Если вы попали в ДТП за рубежом, то порядок ваших действий должен быть следующим.


Включить аварийные огни и расставить соответствующие знаки, вызвать полицию и, в случае надобности, скорую помощь.


Если есть свидетели ДТП—сразу записать их контактные данные, взять у остальных участников ДТП форму извещения (она называется accident statement) и заполнить ее шариковой ручкой—латиницей!—указав всю информацию о ДТП. Если у вас страховка Green Card—вы можете заполнить извещение на родном языке. Не забудьте получить подписи всех участников и не подписывайте бумаги, если не можете понять их смысла.


По возможности—сфотографировать место ДТП и всех участников, зафиксировать номера и марки автомобилей.


Обменяться данными страховок (отрывная часть «Зеленой карты» или адреса и телефоны соответствующих бюро) с другими участниками, получить от полиции документ о том, что произошло ДТП.


Сообщить о факте ДТП в свою страховую компанию и иностранное бюро «Зеленой карты».


Сохранить все документы, касающиеся ДТП, чтобы иметь возможность потом получить компенсацию.


Искренне надеемся, что эта часть статьи будет для вас совершенно бесполезна.


Парковка



Проблема парковки в Европе также многим знакома не понаслышке. Парковки бывают и платные, и бесплатные (чаще всего у торговых центров), существует также практика создания парковок для жителей—то есть парковаться в определенных местах бесплатно могут только жители близлежащих домов (им дается специальный талон), для всех остальных парковка платная или запрещена.


Во Франции зоны парковки разделены по цветам: голубая—можно остановиться на 1–1,5 часа, зеленая—более чем на 1,5 часа, и красная—парковка запрещена. В Болгарии зона парковки также имеет свой цвет: если он синий—как правило, плату за такой паркинг нужно вносить только днем в будни, с 8:30 до 18:30, а ночью парковка бесплатна (кстати, в Болгарии вы можете оплатить парковку по sms). В Бельгии по рабочим дням парковка оплачивается точно так же, а в воскресенье или ночью можно парковаться бесплатно. В Италии парковки отмечены разными полосами: белая—бесплатно, синяя—платно, черно-желтая—запрещено; есть возможность оплатить парковку на неделю или месяц. Квитанцию об оплате рекомендуют поместить под лобовое стекло—во избежание недоразумений с эвакуатором, а также крупных финансовых потерь.


Вариант 3. Не роскошь, но дорого

Если вы не хотите возиться с регистрацией, страховкой, налогами, номерами и т. п., машину можно просто взять в долгосрочную аренду. Однако такая беззаботность, особенно если машина требуется постоянно, влетит вам в копеечку. К тому же прокатные конторы очень высоко оценивают возможность вернуть машину не в тот офис, где вы ее брали—в подобном случае ставка дневной аренды может быть выше более чем в 2 раза. И, как правило, подобные компании все-таки больше ориентируются на туристов и прочих клиентов, которым авто нужно лишь от случая к случаю.


К тому же в каждой стране имеются свои ограничения для желающих взять машину напрокат.


Известно, что прокатные конторы не любят молодых и неопытных водителей (и их можно понять). Если вы берете в аренду автомобиль в Италии—вам должно быть не менее 21 года (а иногда возрастной ценз составляет и 23 года).


В Болгарии для водителей с правами категорий А и В уста­новлен ценз в 23 года, для остальных—25 лет, и при этом стаж вождения должен быть не менее двух лет. Такой же водительский стаж нужен для аренды автомобиля в Черногории.


По стоимости оптимально получается арендовать автомобиль на срок от недели (если берете на 4–5 дней—цена в пересчете на день будет намного выше) до 3 месяцев. Дальше уже нецелесообразно, поскольку стоимость аренды становится сопоставима со стоимостью покупки нового автомобиля со всеми налогами. При аренде могут действовать скидки и спецпредложения—например, если заказать машину заранее через какой-либо сайт.


Эх, дороги

В Евросоюзе общеприняты следующие ограничения по скорости: 130 км/ч на автострадах, 110 км/ч—на магистралях за пределами городов, 90 км/ч—на второстепенных дорогах и 50 км/ч—в населенных пунктах. Однако в конкретных странах могут быть иные ограничения.


Нарушать скоростной режим не рекомендуется—практически везде установлены специальные камеры, фотографирующие нарушителей. Кроме того, следует строго соблюдать дистанцию: берем вашу скорость, делим пополам—столько метров должно оставаться до едущей впереди машины. Где бы вы ни находились и куда бы вы ни ехали—все в машине должны быть пристегнуты, дети—сидеть в автокреслах, а водитель—не пользоваться мобильным телефоном. Максимальная доза алкоголя в крови водителя не должна превышать 0,5 промилле, а кое-где—и 0 промилле. При ДТП наличие алкоголя в крови может негативно повлиять на решение страховой компании о выплатах.


Если едете в зимний период—могут быть необходимы зимние шины, а порой и цепи, если вы едете в горы. Во многих странах (например, в Финляндии) обязательно ездить с постоянно включенным ближним светом и категорически запрещено пользоваться авторадаром во избежание серьезных штрафов. В Италии также требуется держать ближний свет включенным, а вот за противотуманные фары могут и оштрафовать. В Дании следует обращать внимание на многочисленных велосипедистов, а в Черногории—быть постоянно начеку, поскольку местное население в основном ездит на старых автомобилях. В Испании правила запрещают выкидывать в окно окурки. В Бельгии плата за проезд по дорогам не предусмотрена в принципе, а в Италии, Франции, Испании, Польше, Чехии достаточно много платных автомагистралей. Стоимость проезда по ним регламентируется в зависимости от расстояния и класса транспортного средства; также влияет то, какой компании дорога принадлежит: если разным—платить придется дважды, по каждому участку отдельно. Во многих странах существуют также специальные платные участки—тоннели, паромы. И еще иногда приходится платить за въезд в центр города.



 


Ксения Иванова homes-collection.com