Налог на богатство во Франции – нововведения реформы 2011 г.

28 Октября 2011

Франция – страна, в которой от богатых людей требуют дополнительного финансового усилия в пользу остальных членов общества. Исходя из идеи национальной солидарности, в 1982 г. левым правительством Миттерана был введен налог на большие состояния. Он был на короткое время упразднен при президентстве Ширака, а затем вновь введен в 1989 г. под названием "солидарный налог на состояние" (impôt de solidarité sur la fortune, ISF). Для лучшего понимания назовем его налог на богатство.



Подобный налог можно отнести к французским национальным особенностям, поскольку в других странах его не существует.



Специфика этого налога заключается в том, что налогообложению подлежат все принадлежащие налогоплательщику - физическому лицу - активы на 1 января налогового года, и это независимо от их вида - деньги в банке, движимое и недвижимое имущество, ценные бумаги и пр. Налог уплачивается физическими лицами, которые самостоятельно ежегодно заполняют декларацию и сами рассчитывают сумму.



Резиденты Франции декларируют все имущество, которое им принадлежит, независимо от того, в какой стране оно находится. Если речь идет о нерезидентах Франции, то они декларируют и платят налог только на принадлежащее им во Франции имущество, главным образом, недвижимость.



Примечательно, что при декларации стоимости недвижимого имущества налогоплательщик должен указать его реальную рыночную стоимость на 1 января, а не стоимость покупки. В связи с этим неудивительно, что ряд крестьян, чьи земли и дома были расположены в ставших модными курортах, были вынуждены расстаться со своими угодьями из-за невозможности платить все более увеличивающийся налог на богатство.



С тем, чтобы смягчить влияние роста стоимости недвижимости на сумму налогов, и поскольку понятие богатства является относительным, сумма порога, ниже которого налог не уплачивается, подлежит регулярному изменению в законодательном порядке.



Только что вошедшая в силу реформа налога на богатство существенным образом изменила правила налогообложения.



Если в 2010 г. налогоплательщики платили налог на богатство начиная с 800 000 евро, то в 2011 г. эта сумма должна составить как минимум 1,3 млн евро для начала налогообложения. Таким образом, ряд налогоплательщиков 2010 г. перестанут ими являться в 2011 г.



Те же, кому принадлежит различное имущество общей стоимостью свыше 1,3 млн евро (за вычетом определенных пассивов), будут должны уплатить налог.



В 2011 г. продолжает применяться прежняя прогрессивная шкала из шести траншей. Так, первый транш от 800 000 до 1,3 млн евро будет применяться к налогоплательщикам, чье имущество оценивается более чем в 1,3 млн евро. Для примера, налогоплательщик, чье имущество оценивается в 3 млн евро, заплатит налог на богатство в размере 16 555 евро (0,55 % на часть состояния от 0,8 до 1,31 млн, 0,75 % от 1,31 до 2,57 млн, и 1 % от 2,57 до 3 млн евро).



В 2012 г. будет применяться новая шкала налога на богатство: имущество стоимостью от 1,3 до 3 млн евро будет обложено налогом в размере 0,25 %, а все суммы свыше 3 млн евро будут обложены налогом в размере 0,5 %.0 Транши же при этом исчезают.



Так, семья налогоплательщиков с имуществом стоимостью в 2 млн. евро заплатит в 2012 г. 5 000 евро налога на богатство (2 млн х 0,25 %), а те, кому принадлежит имущество стоимостью 4 млн евро, - 20 000 евро (4 млн х 0,5 %).



В 2012 г. семьи, которым принадлежит имущество стоимостью от 1,3 до 3 млн, больше не будут подавать декларации, однако они будут должны указать сумму имущества в декларации подоходного налога. Декларацию по налогу на богатство будут подавать только налогоплательщики, состояние которых оценивается более чем в 3 млн. евро. Срок подачи такой декларации – 15 июня 2012 г.



Несмотря на радикальность такой реформы, нельзя утверждать, что она просуществует много лет. Результаты президентских выборов во Франции 2012 г. могут вновь изменить правила этого специфического налога. То есть продолжение следует.






Ирина Сидорова Дом за рубежом