Перед интервью с министром финансов Кипра Харилаосом Ставракисом
я включила поиск по слову «Кипр» в Google. По теме «Кипр в российском «черном
списке» оффшоров» поисковая система выдала 62 ссылки. Все они представляют
мнение российской стороны. Заголовки такие: «Кипр сдаст бенефициариев»,
«Остров без сокровищ», «Изгнание из рая», «Россия и Кипр стали обмениваться
конфиденциальной информацией о владельцах оффшорных компаний и их
операциях». Но хотелось бы услышать и мнение кипрской стороны.
Оксана АВСИТИДИЙСКАЯ
ПОЧЕМУ ТАК ВАЖНО БЫТЬ ВЫЧЕРКНУТЫМ ИЗ ПРЕСЛОВУТОГО
«ЧЕРНОГО СПИСКА» — Почему Кипру так нужно оказаться вне «черного списка»
оффшоров минфина РФ? И каковы будут последствия подписанного протокола о
внесении изменений в соглашение об избежании двойного налогообложения между
Россией и Кипром?
— После долгих переговоров с нашими российскими партнерами, — а я должен отметить,
что переговоры были очень трудными, — нам удалось достичь соглашения в отношении
нового текста договора об избежании двойного налогообложения между нашими
странами. Теперь осталось провести процедуру утверждения. В нашей стране достаточно
будет одобрения Кабинета министров. В России данный договор должен ратифицировать
парламент.
Напомню, что основные принципы достигнутых договоренностей стали результатом
встречи между господином Медведевым и господином Христофиасом в ноябре 2008 года
в Москве. Кипр должен сохранить одну из самых конкурентоспособных позиций в списке
стран, через которые в Россию идут инвестиции, — именно данный принцип лег в основу
договоренностей во время встречи президентов.
Мы в процессе долгих переговоров согласовывали детали на техническом уровне. Я
представлял интересы правительства Республики Кипр, а господин [директор
департамента налоговой и таможенно-тарифной политики минфина РФ Илья] Трунин —
российские официальные власти. Я уверен, что достигнутые соглашения будут
позитивными для обеих стран.
В действительности новый текст договора очень-очень похож на предшествующий,
который был одним из лучших для Кипра. После того, как новый текст договора будет
одобрен, наша страна будет исключена из так называемого «черного списка».
Кипр — важный торговый и экономический партнер России. Конечно, в этом списке
помимо Кипра есть и другие страны. Нахождение в списке уменьшает некоторые из тех
преимуществ, которые так важны для инвестиций, которые осуществляются с Кипра.
Другими словами, этот «черный список» создает материальные препятствия для Кипра, а
также производит негативный психологический эффект.
Основная уступка, на которую мы пошли в процессе переговоров с российской стороной,
состоит в том, что мы согласились с тем, что доход от продажи недвижимого имущества
должен облагаться налогом. Для России это важный момент, так как значительное
количество транзакций, имеющих отношение к сфере недвижимости, проводится через
международные компании. И мы согласились, что это будет справедливо, если доходы от
продажи недвижимого имущества будут облагаться налогом.
Но мы также решили дать время бизнесменам отреагировать на данное решение, введя 4-
летний переходный период, в течение которого инвесторы смогут скорректировать свои
планы. Я считаю, что подписанный нами документ взаимовыгоден. Он будет
способствовать сохранению позиции Кипра в качестве страны, через которую в Россию
идут инвестиции. Он также поможет России привлечь больше иностранных инвестиций,
которые сейчас важны как никогда.
КАК БУДЕТ ПРОИСХОДИТЬ ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ — Не могли бы вы
рассказать подробнее о параграфах 26 и 27 подписанного протокола?
— Об обмене информацией? В данном вопросе наблюдается некоторое недопонимание.
Основной закон об обмене информацией был одобрен парламентом Кипра в мае 2008
года. Прошло уже 11 месяцев. И ничего нового в этом нет. Положения именно этого
закона, которому уже 11 месяцев, были инкорпорированы в договор об избежании
двойного налогообложения между Россией и Кипром.
Договор соответствует критериям ОЭСР [Организации по экономическому
сотрудничеству и развитию, в которую входят 30 наиболее развитых стран, на чью долю
приходится около 60% мирового ВВП] об обмене информацией. И, стоит отметить, что
эти критерии точны и должным образом сформулированы.
— В чем их суть?
— Власти иностранного государства имеют легальное право запросить информацию об
иностранных транзакциях. Но это должен быть особым образом составленный запрос. Это
не может быть попытка получить информацию в стиле «фишинга» [целью которого
является получение несанкционированного доступа к конфиденциальным данным].
Запрос должен сопровождаться пакетом официальных документов, поясняющих всю
серьезность и специфичность данного запроса и обосновывающих подозрения на
нелегальную деятельность.
Такие запросы будут изучаться департаментом по налогам и сборам Республики Кипр и
офисом генерального прокурора. Таким образом, я повторюсь, запросы должны пройти
проверку этих двух структур: на первом этапе — проверку департамента по налогам и
сборам Республики Кипр, а затем — офиса генерального прокурора Кипра.
— В российской прессе встречаются следующие утверждения: теперь российские
власти могут обращаться за информацией, которая их интересует, к своим кипрским
коллегам, и кипрские власти будут предоставлять запрашиваемую информацию.
Неужели все так просто: запросили и тут же получили?
— Нет, это не так. Мы опираемся на строгие критерии, соответствующие требованиям
ОЭСР. Это должен быть составленный по всем правилам запрос, а не попытка получить
несанкционированный доступ. Каждый запрос пройдет проверку соответствующих
структур с кипрской стороны, включая офис генпрокурора.
— Как вы полагаете, после вступления в силу данного договора количество
российских компаний, зарегистрированных на Кипре, уменьшится или, наоборот,
увеличится?
— Я уверен, что увеличится, потому что подписание договора устранит психологическую
нестабильность, все эти слухи и сплетни, которые сопутствовали процессу переговоров,
все досужие вымыслы о том, что якобы российские власти намерены аннулировать
соглашение [об избежании двойного налогообложения]. То есть существовала
нестабильность в данном вопросе, а теперь ее не будет.
Когда Кипр будет исключен из так называемого «черного списка» оффшоров, из умов
инвесторов исчезнут неуверенность и сомнения в Кипре как источнике инвестиций в
Россию. Мы очень-очень счастливы тем, чего нам удалось достичь. И что найден баланс
между тем, что выгодно России, и тем, что выгодно Кипру. И мы предвидим, что
достигнутое равновесие будет способствовать росту деловой активности между нашими
странами.
— Не могли бы вы сказать, когда новый договор вступит в силу? Есть мнение, что
для этого понадобится около полугода.
— С нашей стороны процесс одобрения нового текста договора пройдет относительно
легко. Для этого необходимо получить одобрение Кабинета министров. В России процесс
ратификации займет больше времени. Нам сказали, что для этого понадобится несколько
месяцев.
— Можно надеяться на то, что к началу следующего года договор будет
ратифицирован обеими сторонами?
— Все будет зависеть от того, насколько быстро данный договор будет проведен через
парламент.
— Проводится ли на Кипре предварительная экспертиза того, будут ли
способствовать планируемые законодательные акты и международные соглашения
повышению привлекательности Кипра как международного финансового центра,
как места, привлекательного для хранения капиталов?
— Министерство финансов и департамент планирования обычно проводят оценку того,
как те или иные соглашения повлияют на экономическую, социальную и политическую
жизнь страны. В каждом конкретном случае проводится подготовительная работа, прежде
чем будет начат тот или иной проект.
Что касается договора об избежании двойного налогообложения между Россией и
Кипром, то мы работали в тесном контакте со всеми заинтересованными сторонами на
Кипре, с адвокатами, аудиторами, с теми, кто имеет прямое отношение к сфере
налогообложения иностранцев на Кипре.
Мы счастливы, что удалось найти баланс, который бы устраивал обе стороны. Я уверен,
что это будет способствовать дальнейшему укреплению Кипра в качестве
международного финансового центра. Особенно для России, которую мы считаем одним
из наших главных торговых и экономических партнеров.
ИЗМЕНЕНИЙ В НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЕ КИПРА НЕ ПРЕДВИДИТСЯ
— Планируется ли в ближайшем будущем введение новых налогов либо внесение
изменений в систему уже существующих налогов на Кипре?
— Нет. Ничего подобного не планируется. Наше правительство намерено придерживаться
уже существующих налоговых ставок. Налоги на Кипре считаются одними из самых
низких в Европе. Мы намерены сохранить неизменной нашу налоговую систему, которая
помогает нам быть конкурентоспособными в вопросах привлечения капиталов.
— Комментируя 16 апреля достигнутые с Россией договоренности, вы сказали, что
переговоры были длительными и «изнурительными». Не могли бы вы пояснить,
почему они оказались для вас «изнурительными»?
— Изнурительными они оказались в том плане, что у нас было семь или восемь встреч.
Часть из них прошла на Кипре, часть — в России. Нам пришлось обсудить массу
технических, юридических и финансовых вопросов, чтобы достичь баланса. Вполне
понятно, что участники переговорного процесса с российской стороны пытались защитить
интересы своей страны, мы — своей. Это был долгий процесс, на который было
потрачено много рабочих часов.
Я помню, что одна из встреч с министром финансов России Алексеем Кудриным
завершилась в час ночи. Он был чрезвычайно занят. Мы начали встречу около 23.30, она
завершилась за полночь. Сейчас мне приятно вспоминать об этом. Господин Кудрин
произвел на меня сильное впечатление.
Я знаком со многими министрами Европы и мира. И российский министр — один из
самых ярких благодаря своим знаниям и зрелости. Но, несмотря на долгий и
изнурительный переговорный процесс, мы, в конце концов, оказались довольны
достигнутыми договоренностями.
— В холе переговоров российская сторона пыталась защитить свои интересы,
кипрская — свои. Как вы полагаете, удалось Кипру отстоять те цели и задачи,
которые были поставлены перед началом переговоров?
— Необходимо концентрироваться на конечном результате — достигнутых соглашениях.
А я уверен, что они устраивают обе стороны.
О том, что оказалась для Харилаоса Ставракиса самым трудным в работе министра, и
согласился ли бы он в феврале 2008 года занять пост главы минфина Кипра, если бы
заранее знал о грядущем мировом финансовом кризисе, читайте в следующем выпуске
еженедельника «Европа-Кипр» (от 7 мая 2009 года)
Источник: Еженедельная газета Кипра Европа-Кипр
МЕЖДУНАРОДНЫЕ НАЛОГОВЫЕ НОВОСТИ
2 Июня 2009 - Официально