Кризис и безработица в Испании – это один мир, а скупка эксклюзивных особняков, роскошных замков и яхт, при виде которых дух захватывает, – это другой мир, точнее, отдельно взятая цивилизация, на испанском островке которой царит русско-китайско-бразильский интернационал.
Товары, продукты и услуги класса люкс, предметы роскоши в Испании скупаются приезжими иностранцами, имеющими, по большей части, паспорта названных стран. Ценники с 6-значными и 7-значными числами интересуют преимущественно их, уже состоявшихся в жизни на зависть тем, кто днём и ночью роет землю в поисках своей золотой жилы, и тем, кто ждёт, что материальное благополучие свалится с неба, само постучится к нему в дверь и скажет: “Ну, здравствуй! Жизнь начинается!”
В прошлом году в Испании были зарегистрированы продажи предметов роскоши на сумму около 5 миллиардов евро. И это не считая операций с недвижимостью! В позапрошлом официальных затрат было на 25% меньше. В этой гамме цен россияне, китайцы и бразильцы останавливали свой выбор, в основном, на изделиях из драгоценных камней и драгоценных металлов, на автомашинах класса люкс, на богатых яхтах, на эксклюзивной мебели, а также на произведениях искусства. Одежда и косметика, даже очень дорогие, не в счёт.
Испанское телевидение недавно показало интервью с молодым россиянином, назвавшим себя Алексом. В одном из бутиков Барселоны он приобрел ручные часы за 36 тысяч евро и эксклюзивные мужские духи за 30 тысяч евро. “Мы приезжаем в Испанию за покупками, живем в пятизвездочных гостиницах, ищем вещи и услуги высшего качества, – заявил Алекс. – Мне в соответствии с моим положением следует приобретать только шикарные вещи. Для их поиска и покупки я не жалею ни времени, ни денег. В день на эти цели я могу потратить 50 тысяч евро”.
Мир бедных продолжает утопать в безысходности, а мир богатых всё более утопает в роскоши, да что-то никак не утонет. Испания – своего рода предметное стекло микроскопа, на котором видна разница между трудовым бытием бедняков без примеси богатства – и жизнью богачей, очищенной от забот. Это там, на своей родине, у толстосумов есть прошлое и будущее, а сюда они приезжают наслаждаться мгновеньями настоящего, мимолетного и прихотливого, как юная красавица.
Основным местом продажи дорогих практичных домов и хороших, но без излишеств автомобилей считается в Испании не Мадрид или Барселона, а побережье Коста Бланка. Это мир богатых людей. Таких на “белом берегу” уже осели сотни тысяч семей. Они здесь живут, радуясь жизни, ярко и интересно, но без россыпи искр и без коротких замыканий. “Бездельники” и “безвкусные прожигатели жизни” – это не про них.
Роскошь за гранью здравого смысла и приличий в Испании приютилась на другом берегу, – в пригороде Пуэрто-Банус курорта Марбелья, что на юге Испании. Здесь, на относительно небольших торговых площадях представлены буквально все самые дорогие торговые марки. На одной улице можно приобрести и престижный автомобиль, и ювелирные украшения, причем, не только для людей, но и для домашних животных: ошейники с бриллиантами, поводки из крокодиловой кожи, инкрустированные драгоценными камнями и многое другое.
Истинные ценители красивой жизни, знатоки курортных удовольствий и гурманы в сфере самых изысканных наслаждений смотрят на тамошние нравы с кривой усмешкой, видя в них кич, показуху и безвкусицу.
Владелец одного из таких магазинов даже выучил русский язык, чтобы было легче обслуживать многочисленных клиентов из России. Потирает руки от удовольствия и владелец фирмы по продаже автомобилей Jaguar, – из 15 проданных им в конце прошлого года авто, 12 приобрели россияне. Примечательно, что некоторые покупатели ни разу не воспользовались приобретением.
Пуэрто-Банус в окрестностях называют “русской деревней” из-за кучки странно ведущих себя обосновавшихся здесь россиян. Только в период с мая по август минувшего года в местных магазинах россияне растратили более 140 миллионов евро. Именно растратили, ибо разумным использованием средств это никак не назовёшь. Культура богатой жизни, искусство расходования больших денег, которые сформировалась в зажиточных семьях Западной Европы, основаны на рационализме.
“Граждане России для местных торговцев – любимые клиенты, поскольку они стали основными потребителями невостребованной даже самыми богатыми испанцами марбельской роскоши”, – отмечает газета Opinion. Она утверждает, что по части приобретений россияне затмили в Испании не только западноевропейцев и американцев, но и “нефтяных шейхов” из стран Персидского залива. Конкуренцию россиянам составляют разве что китайцы и, в меньшей степени, бразильцы.
Справедливости ради надо отметить, что Пуэрто-Банус местные жители именуют не только “русской деревней”, но и “обезьянником”, подразумевая “обезьянничанье”, то есть, безвкусицу и бессмысленное подражание друг другу.
Совсем другая – добрая – слава у россиян, поселившихся на Коста Бланка. Число граждан РФ, посетивших это побережье Средиземного моря за последние два года увеличилось в два раза и достигло в минувшем году миллиона. Газета Confidencial утверждает, что россияне – основные покупатели и самой добротной недвижимости в самых престижных приморских городах-курортах.
Газета отмечает, что именно россияне спасают местный рынок недвижимости, переживающий глубокий кризис. За короткий срок они приобрели несколько тысяч единиц дорогостоящей собственности. На восточном побережье Испании цены на недвижимость ниже, чем в Марбелье, ибо привязаны не к криттрерию “круче, чем круто”, а к рыночным реалиям. На Коста Бланка дороже стоит то, что реально лучше по качеству. Здесь россияне покупают в основном квартиры стоимостью от 150 до 500 тысяч евро и особняки – от 1 до 3 миллионов.
Николай Кузнецов, Русская Испания