Черногория: жизнь в стиле «полако».

13 Сентября 2011 - Недвижимость

Черногория — волшебный уголок Адриатики, привлекающий из года в год все больше туристов красотой своих гор и пляжей, традиционным гостеприимством местного населения, а также возможностью выгодного вложения денег. Удачное расположение страны на берегах теплого моря, многочисленные достопримечательности и мягкий климат делают приобретение недвижимости в Черногории хорошей инвестицией. К тому же цены на жилье и земельные участки здесь пока ниже, чем в большинстве соседних стран.

Черногория: жизнь в стиле «полако»

«Полако-полако», — любят повторять черногорцы. Дословно это означает «помедленней, не спеши, притормози». Чем-то это выражение напоминает знаменитую испанскую фразу «маньяна-маньяна» в значении «завтра поговорим». В Черногории все «полако», здесь нет бешеного ритма жизни, к которому привыкли москвичи. Черногорцы часами могут потягивать вино в прибрежных кафе, любуясь красивыми видами, обсуждая последние новости и попутно решая какие-то дела. Кафе является продолжением их дома или офиса. Жизнь под открытым небом — это часть местного менталитета. Попадая в такую расслабленную и умиротворяющую атмосферу, быстро начинаешь понимать, что жить можно и без суеты.

Балканский филиал рая

Черногория, или Монтенегро, как ее называют европейцы, с каждым годом становится все более популярным курортом Средиземноморья. Отделение Черногории от Сербии в 2006 году дало этому государству надежду на вхождение в Евросоюз. Но пока этого не произошло, страна извлекает выгоды из своего нынешнего положения.

Черногория стала модным местом. Страну наводнили туристы из Италии, Франции, Германии. Сюда часто приезжают мировые звезды. В июле этого года один из самых знаменитых миллиардеров планеты, Натаниэль Ротшильд, отметил в Черногории свой 40-й день рождения. На праздник было приглашено более 300 именитых гостей из различных стран мира.

Тысячи россиян, приехавшие на отдых в этот райский уголок Центральной Европы, осмотрелись, пригляделись, подумали и решили приобрести здесь дома и квартиры. Причем люди это самые разные: и жители Первопрестольной, и петербуржцы, и сибиряки, и даже Роман Абрамович с Олегом Дерипаской.

Какие же города страны черных гор пользуются особой популярностью среди россиян? До последнего времени самым престижным районом считался город Будва — курортная столица побережья. Здесь самая активная и по-европейски бурлящая жизнь. Огромное количество развлечений для туристов. Модные рестораны, прибрежные бары с живой музыкой, салоны красоты и спа-центры, дискотеки и ночные клубы, с музыкой на любой вкус. Каждое лето сюда приезжают играть диджеи c мировыми именами. Только в этом году Будву посетили Дэвид Моралес, Роджер Санчес, Дэвид Гуэтта...

Не обделены вниманием в Будве и поклонники экстремальных видов спорта. Летом вы можете поучаствовать в сплавах на рафтах по горным рекам, покорить горные вершины, изучить местные пещеры, пройти по маркированным тропам, погрузиться в глубины Адриатического моря с аквалангом, поучаствовать в парусной регате или заняться серфингом.


Что, где и почем?

За последние несколько лет в Будве цены на недвижимость сильно поднялись, даже с учетом кризисной коррекции: сейчас цена «квадрата» вполне может доходить до 5 тыс. евро. На других популярных курортах Черногории цены на недвижимость кусаются гораздо меньше, особенно в сравнении с Москвой. Например, рядом с городом Бар новый трехэтажный дом с довольно большим участком земли в 250 метрах от моря можно купить за 300 тыс. евро. Цена домов и квартир в местечке Дубрава также находится во вполне разумных пределах. К примеру, здесь можно приобрести рыбацкий дом в традиционном средиземноморском стиле, находящийся в прекрасном состоянии, площадью около 150 кв. м с видом на морское побережье за 400 тыс. евро. На популярном курорте Бечичи, ставшем известным благодаря самым лучшим черногорским пляжам, можно приобрести квартиру площадью до 65 кв. м по цене в пределах 100-150 тыс. евро. Этот маленький городок находится рядом с Будвой и значительно уступает ей по размерам, зато здесь царит настоящее «полако»: восприятие времени замедляется, и можно спокойно наслаждаться красотой морских пейзажей и замечательной черногорской кухней.

В районе Ульцини находится целое русское поселение. Здесь живут знаменитый кинорежиссер Павел Лунгин, главный редактор журнала «Мезонин» Наталья Барбье, телеведущая Ольга Родионова, известный журналист Артемий Троицкий, купивший себе дом в Перасте — старинном городе, облюбованном когда-то пиратами. Роман Абрамович построил роскошную виллу с двумя пляжами между Баром и Ульциней.

Состоятельные российские граждане не только скупают в Черногории недвижимость, но и активно ведут бизнес. Олег Дерипаска, например, купил алюминиевый завод в Подгорице и бокситные шахты в Никшиче, выиграл тендер на покупку электростанции и угольного разреза в Плевле.

Количество россиян, желающих купить недвижимость в Черногории, постоянно растет, и тому есть несколько причин. Во-первых, безвизовый въезд. Во-вторых, цены на черногорскую недвижимость не так высоки, как в других странах Европы — бывало, что наши соотечественники просто приезжали с наличными и покупали участки и дома. Третий аспект — похожесть языков. В Черногории местное население говорит на сербском и черногорском, во многом схожих с русским языках. Например, «хорошо» по-сербски будет «добро», а «спасибо» — «хвала». К тому же местное население с легкостью вспоминает русский: старшее поколение учило его в школе. Так что проблем с взаимопониманием не возникает.

Среди самых престижных мест для покупки домов и квартир — Котор, Сутоморе, уютный маленький Петровац, полуостров Луштица и города Барской ривьеры. Набирают популярность и горные районы. Черногорцы ищут способы продления туристического сезона и, в идеале, превращения его в круглогодичный. Природные условия страны позволяют это сделать: в горах существуют уникальные возможности для продвижения зимних видов спорта.

Красота Черногории не оставляет равнодушными людей творческих профессий: художников, фотографов, кинематографистов. Дикие пляжи, ярко-синее небо, изумрудно-зеленые горы и чистейшее море хорошо смотрятся на экране. Самый известный кинофильм, снятый в Черногории, — «Казино Рояль», самая кассовая на сегодняшний день картина «бондианы», собравшая в прокате более $600 млн. Российские кинематографисты тоже не прошли мимо красот страны черных гор: здесь были сняты сцены из фильмов «Глянец», «Граф Монтенегро» и второй части известного сериала «Бригада». А также немало клипов для звезд нашего шоу-бизнеса.


Плюсы vs минусы 


Рынок Черногории, что и говорить, очень привлекателен, но при ближайшем рассмотрении неминуемо придется увидеть и некоторое количество проблем. Первая и главная из них — чистота документов. В некоторых случаях встречаются старые, еще югославские, документы на собственность — они представляют собой нечто мало похожее на официальные бумаги: ни печатей, ни водяных знаков. Понятно, что местные риэлторы по роду деятельности не могут не проверять документацию. Но обеспечить благонадежность застройщиков они все-таки бессильны. Вам придется внимательно следить за чистотой сделки. Полной открытой информации о том, сколько в стране работает застройщиков, какое количество из них прогорело, что за задержки в строительстве у них были, тоже нет, так что анализировать ситуацию трудно. Приходится надеяться на репутацию взявшихся за дело риэлторов и владельцев.

Вторая серьезная проблема — не структурированный по цене рынок. Каждый раз владелец назначает за участок цену, которую сам считает справедливой. С этих же позиций подходят к ценообразованию архитекторы, строители, дизайнеры и т. д. Основной механизм рынка довольно прост: если где-то русские скупили землю по цене, скажем, 25 тыс. евро за сотку, значит, владельцы соседнего надела постараются продать его русским еще дороже.

К тому же в Черногории, как, впрочем, и в некоторых других странах, физические лица вправе оформлять на свое имя строения, но землю могут приобретать только местные жители или местные компании. А застройщики часто просят покупателей осуществить стопроцентную предоплату, что доставляет дополнительные неудобства.

Но все-таки... Все-таки плюсов больше! За последние годы Черногория из полуразрушенной и бедной страны стала превращаться в большой, успешный и модный курорт. Ее все чаще посещают гости не только из Европы, но и из США, и даже из Австралии. Сейчас в Черногории активно развивается люксовый туристический бизнес: формируется клубная культура, появляются хорошие рестораны, шикарные отели, казино... Кто знает, может быть, в недалеком будущем курорты Черногории ждет судьба Ниццы, Сан-Тропе или Монте-Карло?


Собственник