Барселона: сочетание несочетаемого.

13 Июля 2010

Общественных зеленых зон почти не было. Об истории появления барселонских парков и о том, какие задачи они решают в современном мегаполисе, рассказал испанский архитектор Хоан Ройг, побывавший в Москве по приглашению Центра современной архитектуры.


Немногочисленные рукотворные зеленые зоны стали появляться в Барселоне лет 200 назад. Парк XVIII в. «Лабиринт-де-ла-Орта» и сегодня считается самым романтичным местом города. А парк «Гуэль», созданный в начале ХХ в. по проекту архитектора Антонио Гауди, является одним из самых известных в мире. Но все это скорее местные достопримечательности, чем места для прогулок и отдыха на природе для горожан. Барселонцы по традиции предпочитают проводить время не в парках и садах, а на улицах и площадях. Здесь выдержано идеальное соотношение проезжей и пешеходной части, солнечных и затененных участков. Все большие проспекты созданы по принципу бульваров. И хотя до недавнего времени зелени городу явно не хватало, находиться на улице было комфортно.


В 1980-х гг. новые городские власти предложили создать зеленые зоны, где местные жители могли бы проводить досуг. Между тем высокая плотность застройки Барселоны не оставила свободных территорий, на которых можно было бы разбить новые парки и сады. Решением проблемы стала реконструкция заводских земель.


Так возникли крупные зеленые зоны, в том числе и парк «Промышленная Испания» на берегу озера, который своей композицией намекает на противостояние двух начал — искусственного и нерукотворного. Одна его часть представляет собой природный ландшафт с газонами, цветниками, плавно изогнутыми тропами, плакучими ивами и мраморными скульптурами. В другой проложена дорожка с каменными ступенями, ведущими к кромке воды, высажены столбообразные кипарисы, установлены постмодернистские скульптуры из металла и целая аллея прожекторов-маяков.




Ту же мысль сосуществования природы и современной цивилизации развивает и парк «Клот», также построенный на месте бывшей фабрики. Хоан Ройг подчеркнул, что испанцы бережно относятся к своему прошлому, поэтому промышленные объекты здесь были сохранены. Кирпичные стены заводского здания, превращенные в аркаду, старые железнодорожные пути, ставшие частью ландшафта, и дымовая фабричная труба.


К 1992 г., когда в Барселоне проходили Олимпийские игры, на окраинах города выросли новые жилые районы с хорошо развитой инфраструктурой. Здесь помимо прочих объектов появились и парки.


Значимым событием в жизни города стал Всемирный культурный форум 2004 г., в рамках которого обсуждали вопросы экологии, разнообразия культур и мировые проблемы. Основными площадками этой конференции были оригинальное здание Форума культуры в виде равностороннего треугольника высотой 25 м и Международный конгресс-центр Барселоны. После того как мероприятие завершилось, эти объекты соединили подземной галереей, и сегодня в них проходят важнейшие общественные события. К архитектурному комплексу прилегает участок в 16 га, образованный за счет рекультивации свалок, благоустройства трущоб, облагораживания прибрежной зоны. На этой территории появился парк, экологически чистый завод по утилизации мусора и огромная солнечная батарея. Соединение городской инфраструктуры и природной среды оказалось столь удачным, что площадь Форума была удостоена награды Венецианской биеннале.


Хоан Ройг полагает, что создание любого парка должно комплексно решать важные городские проблемы. Это выгодно с экономической точки зрения, ведь из-за кризиса власти не могут выделять большие деньги на создание общественных пространств. Архитектор рассказал, что вдоль одной из рек Барселоны расположены частные фермы, которые каждый год разрушаются из-за наводнений, вызываемых сильными дождями. Но если подправить русло реки и немного изменить окружающий ландшафт, то последствия наводнений не будут столь драматичными. Над этим проектом и работает в настоящее время архитектор. Он планирует разбить у реки парк, обустроив подходы к воде и посадив деревья.




Хоан Ройг уверен, что при организации зеленых зон в городе гораздо важнее решить некую экологическую проблему, чем просто «создать красоту»: «Обычно мы говорим о том, что улучшаем землю, а не пейзаж. Испания очень консервативная, но при этом бедная страна. Мы привыкли экономить и поэтому не хотим вкладывать в землю много денег».


Еще один пример, приведенный Ройгом, — это реабилитация свалки. Некогда огромную яму в одном из районов Барселоны жители стали забрасывать мусором. Вскоре такой способ утилизации отходов признали ошибочным и задумались над тем, как с минимальными затратами повысить эффективность данной территории, а заодно и обустроить ее. Все сошлись во мнении, что самое разумное — использовать подручный материал. В результате свалку засыпали тонким слоем земли, укрепили склоны ямы, вырыли канавы для сбора дождевой воды и создали трубопровод, по которому выделяемый мусором газ стал поступать на специальную станцию. (Сегодня с помощью этого газа вырабатывается энергия, необходимая для полива растений.) Территорию засадили зеленью. Интересно, что ландшафтные дизайнеры изначально не знали, какие растения здесь приживутся, поэтому бывшая свалка превратилась в экспериментальную площадку, где опробовалась живучесть разных видов местной фауны. У входа в парк архитекторы поместили тюки с мусором в память о прежнем назначении этого места.




Впрочем, особой популярностью среди местных жителей эта зеленая зона не пользуется. И дело тут не в брезгливости, а в традициях. Испанцы привыкли отдыхать на пляже или на городских площадях. Они пока так и не научились пользоваться парками. Правда, некоторые зеленые общественные пространства, созданные совсем недавно, горожане все же посещают, ведь там можно заниматься спортом.



ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС


Примерно десять лет назад в Барселоне в одночасье заболели все деревья (а это был один вид — восточный платан), потому что при посадке для них были вырыты недостаточно глубокие ямы. С тех пор было решено высаживать в городе разнообразные деревья и каждое окружать специальным абсорбирующим материалом, который поглощал бы лишнюю влагу в сезон проливных дождей. Впрочем, платаны остаются символом Барселоны. Их по-прежнему можно встретить на аллеях, бульварах, во дворах города. И даже колонны знаменитого собора Святого семейства архитектора Гауди выполнены в виде стволов платанов, кроны которых смыкаются и образуют купол.







К СВЕДЕНИЮ


Старые дома в Барселоне не сносят. Местные жители бережливы и довольно трепетно относятся к своему прошлому. Так, в 1950-е гг. при строительстве жилья был использован бетон плохого качества. Как только обнаружили недостатки строительного материала, возведение зданий было остановлено. Несколько десятилетий спустя в домах появились трещины, но их не снесли, а укрепили. Государство полностью взяло на себя устранение заводской ошибки.


Наталия Титова. Недвижимость @ Цены