Новое направление инвестиций в недвижимость в Европе для россиян

7 Июня 2010 - Исследования
По данным Международного агентства недвижимости Gordon Rock по итогам трех кварталов 2009 года россияне стали чаще приобретать студенческую недвижимость в Европе и США. По сравнению с аналогичным периодом 2008 года, активность российских покупателей зарубежной студенческой недвижимости выросла как в направлении приобретения недвижимости для личного проживания (рост спроса на 10%), так и в целях инвестирования в студенческую недвижимость (рост спроса на 70%). С одной стороны, российские студенты, проходящие обучение за рубежом, все чаще переходят от аренды к приобретению зарубежной недвижимости. С другой стороны, все большее количество российских инвесторов интересуются приобретением студенческой недвижимости с целью получения стабильного дохода от сдачи в аренду.

«Студенческой» принято называть недорогую недвижимость, которая арендуется или приобретается в городах с большим количеством высших учебных заведений и, как следствие, с большой «концентрацией» студентов и аспирантов. Основными целями покупки студенческой недвижимости являются: приобретение для собственного проживания учащегося или приобретение в инвестиционных целях для последующей сдачи недвижимости в аренду студентам и аспирантам. Нередко имеет место и «смешанный» вариант, когда учащийся приобретает квартиру с 3-4 комнатами, в одной из которых проживает сам, а остальные – сдает в аренду, получая доход, который может направить, например, на погашение процентов по ипотечному кредиту.

Структура спроса россиян в зависимости от целей приобретения студенческой недвижимости за рубежом:

*
50% -приобретение родителями для детей-учащихся
*
15% -приобретение в инвестиционных целях
*
15% -приобретение самим учащимся для проживания
*
10% -«смешанный» вариант (проживание + сдача в аренду)
*
10% -прочее

Общеизвестным является тот факт, что в периоды «кризисов» популярность обучения в высших учебных заведениях возрастает, так как в эти непростые периоды большее количество людей хочет инвестировать свое время и деньги в получение высшего образования. Как следствие, и в условиях нынешнего мирового финансового кризиса ставки аренды на студенческую недвижимость не претерпели серьезной корректировки, в то время как по другим типам недвижимости ставки аренды снизились. Вместе с тем, в большинстве стран финансовый кризис привел к снижению стоимости недвижимости. Это снижение коснулось и стоимости студенческой недвижимости – пусть и в меньшей степени, чем по многим другим типам недвижимости.

Как следствие, финансовый кризис привел к повышению показателя доходности студенческой недвижимости относительно стоимости недвижимости. Доход от сдачи студенческой недвижимости в среднем на 25% выше, чем от сдачи стандартной жилой недвижимости. Средняя доходность по студенческой недвижимости варьируется от страны и города, но минимальные показатели находятся в районе 5%, а максимальные показатели доходят до 12% годовых. При этом ликвидность таких объектов студенческой недвижимости - одна из самых высоких на рынке.

В соответствии с проведенным агентством исследованием, средняя доходность по студенческой недвижимости:

*
Германия: 9%
*
США: 7%
*
Великобритания: 6%
*
Чехия: 6%
*
Франция: 5%

Примеры сделок по приобретению студенческой недвижимости за рубежом:

Приобретение студенческой недвижимости для личного проживания. Цены начинаются от 18 000 евро в Восточной Германии за оборудованную студенческую квартиру.

Приобретение в инвестиционных целях. Российские инвесторы, как правило, рассматривают варианты с инвестициями от 200 000 евро в студенческую недвижимость для последующей сдачи в аренду и получения стабильного дохода. Как правило, квартиры приобретаются блоками от 6 квартир. Также у российских инвесторов популярны дома, которые специально строятся в студенческих городках и имеют не менее 5 комнат. Есть инвесторы, которые выкупают целые дома – так называемые Dorms-общежития и управляют этим бизнесом. Ну и, наконец, среди россиян есть «портфельные инвесторы» в студенческую зарубежную недвижимость, которые для минимизации рисков набирают «портфель» недвижимости в разных городах, разного типа и разной доходности.

«Смешанный» вариант. До финансового кризиса у студента за рубежом была возможность приобретения студенческой квартиры при наличии всего 10-15% собственных средств, а на остальную сумму можно было получить ипотечный кредит. Но сегодня ситуация кардинально изменилась - банки кредитуют хуже – требуется больший собственный капитал. В этой ситуации появляются новые возможности у тех студентов, которые имеют 50-60% собственных средств. Такой студент-покупатель может одновременно стать и инвестором. Например, в настоящий момент времени в Англии рекордно низкая ставка рефинансирования ЦБ и, как следствие, низкие ставки по ипотечным кредитам. С использованием ипотеки приобретаются апартаменты из нескольких спален (например, апартаменты из 3 спален в Бирмингеме за 140 000 фунтов). При этом 2 спальни сдаются в аренду другим студентам, что приносит студенту-инвестору доход 450 фунтов в месяц, который покрывает обслуживание процентов по ипотечному кредиту. Соответственно, сам студент проживает уже в своей собственной квартире и не платит за аренду.

Структура спроса россиян на студенческую недвижимость по ценовым сегментам:

*
до 50 000 евро: 45% запросов
*
от 50 000 до 100 000 евро: 25% запросов
*
от 100 000 до 150 000 евро: 15% запросов
*
свыше 150 000 евро: 15% запросов

Лидером среди россиян по спросу на студенческую недвижимость стала Германия - 30% от общего количества запросов. Следом идет Великобритания - 20% от общего количества запросов. США занимает третье место (15%), четвертое - Франция (10%), пятое - Чехия (5%). 20% запросов на приобретение студенческой недвижимости приходится на другие страны. Отдельно стоить отметить уверенное лидерство Германии, которая благодаря бесплатному высшему образованию, высокой доходности и низкой стоимости студенческой недвижимости, продолжает набирать популярность у россиян.

По оценкам агентства, география российского спроса распределилась следующим образом:

*
50% потенциальных покупателей – москвичи
*
25% -петербуржцы
*
25% -жители остальных регионов России


www.gordonrock.ru